![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
[10 августа 2002 г.] |
![]() |
Форум по системе Orphus: http://forum.dklab.ru/other/orphus.
|
Посмотрите в правый верхний угол этой страницы. Видите такую небольшую кнопку, которая намеренно выделяется и бросается в глаза? Вот это и есть Orphus. Зачем она? Наведите
За год у меня накопилось примерно 20 писем с вопросами, не буду ли я против использования Orphus на том или ином сайте. Я отвечал примерно так: «Можете использовать свободно, оставьте только в скрипте
Установка и Web-интерфейс системы Oprhus
Проблема орфографии стоит перед Рунетом, как никакая другая. Грамотность населения постепенно падает. Падает и средний возраст «сайтостроителя», что только усугубляет ситуацию. Если в «стандартной» литературе уровень 10 орфографических ошибок на 100 страниц можно считать терпимым лишь с большой натяжкой, то для Web-страниц этот показатель в десятки (а то и в сотни) раз выше.
Конечно, можно и не замечать ошибок. Тем не менее, многих людей (к которым я мог бы отнести и себя) в силу привычки буквально передергивает всякий раз, как они натыкаются на опечатку. Самое обидное, что ошибка часто свидетельствует вовсе не о небрежности автора. Она лишь подтверждает тот факт, что писатель с трудом ищет огрехи в своих сочинениях. Между прочим, именно по этой причине крупные компании нанимают специальных «тестеров», которые только и делают, что проверяют программное обеспечение.
Увы, использование автоматических средств проверки орфографии (по типу тех, что встроены в Microsoft Word) часто не дает результатов, ибо компьютер не может осознать, что же вы пишете. Значит, остается один способ: как в старину, поручить проверку текста банальному человеку. Пусть даже он и не исправляет ошибки, а просто сообщает о них: ведь, если не знаешь точно, как пишется то или иное слово, всегда можно заменить его на синоним (я это делал неоднократно).
Но где взять такого человека, да еще и безвозмездно? Есть ли выход? Оказывается, есть.
![]() |
Как может заметить постоянный посетитель, на каждой странице «Куроводства» (да и всего |
Я склонен считать, что большинство посетителей сайтов (особенно популярных) обладает одним и тем же качеством. Я имею в виду
Именно на любопытстве и базируется идея системы Orphus (не путать с известным компьютерным словарем). Я уверен на 90%, что к тому моменту, как вы читаете эти строки, вы уже попробовали ее в действии (скорее всего, вы минуту назад выделили текст «Ctrl+Enter»). Возможно, вас тут же заинтересовала сама простота идеи, буквально ее очевидность.
Я недавно говорил, что единственная машина, способная искать орфографические ошибки в тексте, это человек. Сайт, который вы видите перед собой, посещает около четырехсот новых посетителей ежедневно. Каждый из них, заинтересовавшись той или иной статьей, читает ее. Как вы думаете, если в тексте имеется ошибка, сколько примерно независимых человек мысленно о нее «споткнется»?
Но зачем же тогда расходовать такой полезный человеческий ресурс понапрасну? Почему бы не попросить посетителей сообщать о всех встреченных ими ошибках автору сайта? Вы знаете ответ: они не будут этого делать, уж слишком трудоемко запускать почтовую программу, вводить в нее адрес администратора, а
Ну а что, если пойти другим путем? Что, если использовать лень и любопытство пользователей в своих целях? Так и возникла идея Orphus. Более того, здесь я играю и на еще одном чувстве пользователя, свойственном любому человеку.
С момента ввода системы в строй 21 августа 2001 года мне постоянно приходят письма примерно такого содержания:
Листинг 1
To: ***
Subject: Орфографическая ошибка
Address: http://www.dklab.ru/chicken/nablas/21.html
Context: выброра
Как видите, администратору высылается не только текст ошибки, но и адрес страницы. Нечего и говорить, что этот адрес пользователю вводить не надо, ибо он и так известен программе.
В настоящий момент у меня в ящике лежит 377 «результативных» писем от системы Orphus (прошло меньше года с момента ее запуска). Это означает, что пользователи находили на сайте в среднем по одной ошибке в день. Весьма неплохо, по-моему.
Но, конечно, не все коту масленица, и примерно половина приходящих
В связи с открытием Web-интерфейса системы Orphus показ статистики временно приостановлен. В будущем статистику планируется рассчитывать "на лету".
Как же владельцы сайтов используют Orphus? Оказывается, все по-разному. Кто-то (вроде nanya.ru или irc.ru) уже разменял первую сотню ошибок, а кто-
Почему «снес»? Причины разные, но один случай особенно забавен:
Новость от 22.08.2002 00:00 Прикрутил ОРФО. Открываем борьбу с моей безграмотностью. Итак. Если вы где-нибудь видите какую-либо ошибку, [реклама вырезана модератором]. Сделано это при помощи системы ОРФО. К сожалению, пока работает только в эксплорере.
Новость от 28.08.2002 00:00 Открутил ОРФО. Нафиг. Во-первых, я достаточно грамотен, во-вторых, всё равно никто не обращает на неё внимание. Вдобавок, с автором этой самой ОРФО поругался. Он, подлец, оказывается у Комбата в саппорте работает.
(Взято с сайта aloner.ru.) Просто диву даешься, как мало порой нужно человеку для убежденности в том, что он «достаточно грамотен». Ясно одно: слово «достаточно» чисто субъективно и никаких сомнений у пользователя не вызывает (особенно в контексте вселенской обиды и «ругани» со мной, о которой я первый раз слышу).
Есть такой афоризм, высказанный, кажется, Лу Гринзо: «Нельзя быть слишком богатым, слишком красивым или иметь слишком быстрый компьютер». Пожалуй, сюда же стоит добавить и «слишком грамотным».
![]() |
Как говорит практика и программистский фольклор, «в каждой программе есть по крайней мере одна ошибка». Перефразируя это на язык текстов, получим закон, известный даже начинающему корректору в любом издательстве: «в каждом документе есть по крайней мере одна орфографическая ошибка».
|
Данный пример показывает также одну распространенную оплошность при использовании Orphus: размещение кнопки не на самом видном месте, а где-то сзади. Конечно, она может не вписываться в дизайн. Однако
![]() |
Здесь |
Ну и последнее замечание. Даже обрабатывая всего 100 человек в день на своем сайте, можно добиться неплохих результатов от Orphus.
Закончить данную наблу хочется при помощи древнетибетской мантры:
![]() |
(Чтобы) делать сайты аккуратно, Товарищи, язык изучайте русский, Все сказано. |
![]() |
Продолжение мыслей о системе Orphus и ее идеологии читайте в следующей набле.
|
Система Orphus постоянно совершенствуется.
Версия Orphus 3.4 [02.02.2005]: | |
|
Версия Orphus 3.3 [11.01.2005]: | |
|
Версия Orphus 3.2 [16.04.2004]: | |
Данная версия призвана исправить ошибки и неточности, найденные в предыдущей. К сожалению, проблема с автоматической вставкой баннеров на «бесплатных хостингах», портящих внешний вид кнопки Orphus, пока еще в стадии решения. Вы можете попробовать бороться с ней вручную.
|
Версия Orphus 3.1 [14.04.2004]: | |
|
Версия Orphus 3.0 [1.07.2003]: | |
|
Версия 2.2 [8.12.2002]: | |
|
Версия 2.1 [27.11.2002]: | |
|
Версия 2.0 [22.08.2002]: | |
|
Версия 1.0 [13.08.2002]: | |
|
![]() |
|
Дмитрий Котеров |
10 августа 2002 г.
©1999-2019
|
|
Вернуться к оглавлению |